Воспитывать и ухаживать за больными детским церебральным параличом (ДЦП) очень сложно. Некоторые из них не могут двигать руками и ногами. 10— 15 % больных ДЦП не жуют и даже не глотают - их кормят перетертой пищей через зонд. В 50 % случаев они отстают от нормальных детей не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии.
Детский церебральный паралич не передается по наследству, а развивается вследствие кислородного голодания (асфиксии или гипоксии) и травмы головного мозга ребенка в период внутриутробного развития, а также во врет родов на фоне недоношенной или переношенной беременности при несоответствии размеров родовых путей и головки ребенка. Травма мозга может быть самой различной: повреждение черепа, мозговой жидкости, так называемые ушибы, кровоизлияния, гематомы разных участков головного мозга.
Факторы, которые приводят к патологии беременности, могут также влиять на возникновение у малыша ДЦП. К ним относятся: травмы мамы во время беременности и родов, повышение радиационного фона, такие генетические заболевания, как сахарный диабет, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения головного мозга у плода, токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, экстрагенитальные заболевания беременной, несовместимость крови матери и плода, обвитие плода пуповиной, сосудистые заболевания матери (атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), гиповитаминоз. Спровоцировать возникновение ДЦП у ребенка могут также нерациональное питание матери во время беременности, инфекционные заболевания, приводящие к внутриутробному энцефалиту, менингиту, в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга плода.
В последнее время к этой группе риска начали причислять и таких здоровых детей, у которых до года жизни возникла грубая патология повреждения мозга. В этом случае беременность матери и роды прошли нормально, но в первые месяцы после рождения малыш заболел, скажем, менингитом, или же мама кормила его продуктами, не соответствующими его возрасту (например, в шесть месяцев часто давала копченое сало), вследствие чего ребенок заразился сальмонеллезом, наступила клиническая смерть, гибель мозга и, соответственно, - специфическая неврологическая симптоматика.
Нарушения в развитии ребенка, страдающего ДЦП, зависят от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушения тонуса мышц в конечностях, патологические установки позы (деформация позвоночника и конечностей), а также нарушения психоречевых функций. Характерными являются: двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие); спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтла); повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и удовлетворительное развитие интеллекта; низкий тонус мышц, часто с судорожными припадками, замедление роста и уменьшение длины конечностей, а также глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.
Но бывают случаи, когда врачи ставят диагноз “энцефалопатия” (мелкоочаговое поражение головного мозга) ребенку до года на основании специфических особенностей в поведении новорожденного: это либо угнетение функций центральной нервной системы, подавление рефлексов малыша, либо, наоборот, повышенная возбудимость. Почему?Дети имеют очень большие резервы внутренней декомпенсации — через год, наблюдая за таким ребенком, и не скажешь, что не так давно он страдал от тяжелой травмы головного мозга. Если бы не эта особенность детского организма малышей, больных ДЦП, было бы намного больше. Неврологи, как и неонатологи, начинают лечить таких детей с первых месяцев жизни: неонатологи проводят восстановительное лечение, неврологи - интенсивную терапию. Если же после года ребенок не сидит, не ходит, не говорит, имеет различные психические отклонения, то после тщательного изучения особенностей его развития, когда не остается никаких сомнений в устойчивости неврологической ситуации, ставится диагноз: детский церебральный паралич.
Украина занимает одно из передовых мест в лечении ДЦП. Здесь проводят консервативное лечение, иммунную коррекцию, а также мануальную терапию. Последний этап - хирургический - применяется только тогда, когда уже все вышеперечисленные методы лечения проведены, ибо эффективность операции зависит от предшествующего комплексного лечения ДЦП. Комплексное консервативное лечение, направленное на нормализацию работы мозга, восстановление обменных процессов в нервной ткани на ранних этапах при задержке развития первичных слуховых и зрительных ориентировочных реакций, а также при признаках нарушения речевого развития, дает положительный эффект. Применяют различное лечение: массаж, гимнастику, ортопедические мероприятия. Гимнастику в качестве автономного курса лечения назначают больным детям как можно раньше и только при легких формах ДЦП с минимальными функциональными изменениями работы головного мозга, когда ребенок немного отстает в развитии от своих сверстников.
Оперативное лечение применяется только после достижения ребенком трехлетнего возраста. До этого необходимо использовать все возможные варианты комплексного лечения. При соблюдении такого условия хирургического лечения у 2/3 прооперированных детей наступает значительное улучшение двигательных функций конечностей. В результате ребенок может увереннее сидеть, передвигаться в пространстве, обслуживать себя.
Дети до трех лет плохо переносят операцию на мозге. Хирургу легче провести операцию малышу который до этого ходил и бегал, и намного труднее, когда он в три-четыре года только начинает ходить или же никогда вообще не двигался в своей жизни: у такого ребенка нетренированные сердце и легкие. Ведь в слабые легкие необходимо будет вставить интубационную трубку, а сердце должно будет выдержать большую нагрузку, которую дает наркоз. У ребенка же в возрасте старше трех лет недостаток движения более-менее компенсируется на физиологическом уровне.
Что в себя включает оперативное лечение?
Нейрохирургическое вмешательство — препарация головного и спинного мозга, а также хирургические манипуляции на корешках нервов (на нервной системе), ортопедическое вмешательство, устраняющее деформации мышц и костей, что позволяет компенсировать двигательные недостатки конечностей малыша с ДЦП.
Проведение операции на поврежденных участках головного мозга ребенка заключается в трансплантации эмбриональной мозговой ткани, взятой у послеабортивных плодов эмбриона (фактически погибшего ребенка), и вживлении соответствующих тканей мозга малышу с ДЦП. У 60 % прооперированных детей трансплантант приживается без каких-либо осложнений. Такие дети вскоре начинают ходить, сидеть, следить за собой, а некоторые с успехом учатся читать и писать.
Конечно, бывают случаи, когда имплантированная мозговая ткань отторгается и ребенок остается таким же, как и до операции, а неприжившаяся ткань просто-напросто рассасывается.
Повторную операцию по трансплантации тканей мозга делают только тем детям, которым предыдущее хирургическое вмешательство помогло.
Если у ребенка очень сильный тонус мышц (когда нельзя разогнуть ни ногу, ни руку), выполняется операция на спинном мозге (радипотомия): перерезаются задние чувствительные корешки нервов. Вследствие происходит разрыв рефлекторной дуги, благодаря чему мышечный тонус ослабевает и движения конечностей становятся менее скованными, нарушения позы устраняются, что увеличивает двигательные возможности ребенка.
В послеоперационный период мам обучают специальным гимнастическим упражнениям, которые можно дома выполнять с ребенком. Также назначаются физиотерапевтические и фармакологические процедуры, действие которых направлено на возобновление двигательной и опорной функций конечностей малыша. Скорейшей реабилитации ребенка в послеоперационный период способствует также и длительное применение ортопедических аппаратов, назначенных лечащим врачом.
Обучая такого ребенка ходить, родители испытывают непреодолимое желание помочь ему: держат за руки, под мышки, подстраховывают сзади. Но все это лишь отдаляет от поставленной цели — добиться максимального реабилитационного эффекта. Ребенку буквально с первых шагов необходимо научиться рассчитывать только на себя. Поэтому не рекомендуется:
• стоять сзади, когда ребенок осваивает скользящий шаг. Зная и чувствуя, что его страхуют, он не мобилизирует все свои возможности и долго не может преодолеть страх перед движением как таковым;
• обучать ходьбе, держа ребенка за одну или обе руки. Практика показывает, что в этом случае малыш быстро привыкает к посторонней помощи и потом ему трудно без нее обойтись — процесс обучения растягивается надолго;
• использовать костыли. Ребенку, обученному ходьбе с подручными средствами, сложно преодолеть страх остаться без опоры. Такие дети часто не могут научиться ходить самостоятельно именно из-за этого страха, хотя физические возможности для ходьбы у них есть.
|